Обязанности классов в World of Warcraft (Обучение)
Автор: Светлана Карачарова
Охотник (Hunter
Охотник (хантер) всем видам оружия предпочитает дистанционное - лук, арбалет или ружье - и может в любой момент призвать на помощь какого-либо зверя. Основная обязанность этого класса в любом инстансе (будь он групповым или рейдовым) - так называемый пул (введение группы монстров или босса в бой). Хитрый охотник может выстрелить в монстра так, что тот пойдет бить не его, а кинется прямиком на «танка» - для этого в арсенале есть способность Misdirect (перенаправление цели). Если пул был неудачен - например, вместе с нужной группой монстров сорвалась еще одна, - охотник может притвориться мертвым (feint death). Монстры разочарованно расходятся по местам, охотник поднимается, выбирает другую позицию и пробует еще раз. Если требуется очень сложный пул - к примеру, нужно умудриться вытащить босса из другого зала, не зацепив при этом свободно бродящие патрули, - хантер может воспользоваться способностью вселяться в тело своего ручного животного. Попав в радиус агро намеченной жертвы, охотник-зверь бежит обратно. Танку остается лишь поймать несущегося на всех парах босса и обратить его ярость на себя. Уже после этого вступают в бой остальные члены группы. Монстры в любом паке (так называют группу монстров, срывающуюся в бой вместе) обычно убиваются по очереди. Исключение составляют лишь группы мобов, которые раскладываются всей толпой при помощи АоЕ (Attack over Environment - атака по территории). Иногда, если монстров в паке много, охотнику нужно одновременно с пулом поймать одного из мобов в ловушку и удерживать его там - так долго, пока не подойдет очередь его убийства. Бывают также ситуации, когда хантера попросят кайтить моба - то есть забрать на себя их агро и бегать по комнате, водя за собой своеобразный паровоз. В этом случае не забудьте включить быстрый бег, который прибавит 30% скорости, и выдерживайте такую дистанцию, чтобы паровоз не кусал вас за пятки, но и не оставался слишком далеко. Во время всей этой беготни не забывайте стрелять - в группу вас берут не в последнюю очередь из-за наносимого урона. Будьте бдительны в отношении своего зверя: в некоторых инстансах есть такие места, где группе надо будет прыгнуть вниз, в этом случае животное лучше спрятать в «карман». Иначе, с достаточно большой долей вероятности, ваша зверюга не прыгнет за вами, а побежит окружным путем, попутно собрав на себя всех монстров, которые встретятся ей на пути. Надо ли объяснять, каков будет результат?
Словарик
Если монстры слабее игроков на 4-6 уровней, в инстанс можно ходить и вчетвером.
Если монстры слабее игроков на 4-6 уровней, в инстанс можно ходить и вчетвером. Агро (ярость, threat) - уровень ненависти монстра по отношению к конкретному члену партии или рейда. Обычно монстр атакует именно того, кто вызывает у него больше всего ненависти; Аура (aura) - пассивный бафф паладина, накладывающийся на всех членов его партии; Бафф (buff) - заклинание, накладываемое на партию или члена партии. Может повышать параметры, защиту либо давать какие-либо бонусы. Действует от нескольких секунд до часу реального времени; Блесс (blessing) - бафф паладина, накладываемый на 5 или 15 минут; Вайп (wipe) - смерть всей партии или рейда; Дебаф (debuff) - снятие вредных эффектов с членов партии. Дэмедж (damage) - количество повреждений, нанесенных монстру; Дэмеджер (damage dealer) - персонаж, основная задача которого - убивать монстров; Инстанс (instance) - закрытая пещера для одной партии (5 человек); Инст-каст (instant casting) - заклинание, которое произносится моментально, без затрат времени; Кастер (caster) - любой класс, пользующийся в бою заклинаниями; Лерой (Leeroy) - ставшее нарицательным имя одного реального игрового персонажа, прославившегося на весь WoW своей крайне неадекватной игрой в партии; Мили (melee) - любой класс, бьющийся холодным оружием; Нуб (newbie) - новичок либо игрок, не умеющий играть своим классом; Пул (pull) - захват ближайшей группы монстров (или босса) и введение ее (его) в бой; Рейдовый инстанс (raid instance) - закрытая пещера. Есть рейдовые инстансы на 10, 25 (лимит Burning Crusade) и 40 человек (лимит оригинального World of Warcraft); Саппорт (support) - класс поддержки; Танк (tank) - персонаж, основная задача которого - следить, чтобы монстры били только его; Таунт (taunt) - специальная способность для повышения уровня агро монстров; Хилер (healer) - персонаж, занимающийся лечением;
Шаман (Shaman)
Класс поддержки, который тем не менее может выдавать очень серьезные показатели по лечению и урону (зависит от билда). Самое замечательное, что в то время, когда паладины были эксклюзивным достоянием Альянса, а шаманы рождались только в Орде, оба эти класса считались читерами: паладин - за свои ауры и блессы, а шаман - за тотемы, которые в шутку называли «антеннами для переговоров с ГМами». После того как «справедливость восторжествовала» и оба класса стали общедоступны, споры об относительной силе шаманов и паладинов поутихли, геймеры сошлись на том, что хотя бы один представитель этих классов в рейде - залог быстрого и легкого прохождения любого сложного подземелья. Шаман - единственный класс WoW, умеющий воскресать без всякой сторонней помощи (правда, всего раз в час). Шаману частенько приходится снимать дебаффы (яды и болезнь) с членов группы, кроме того, он неплохо умеет снимать положительные баффы с монстров и сбивать их касты. Также шаман обладает весьма полезными щитами: самым нужным для группы считается Earth, он обычно кладется на «танка» и обеспечивает тому дополнительное лечение. Но самое главное, что требуется от шамана, - это, конечно, правильная и своевременная постановка тотемов. В зависимости от ситуации на поле боя шаман может поставить тотемы, которые будут: регенерировать ману (обязательно ставится во время сложного боя, когда лекарям не хватает маны), увеличивать урон оружием (нужен всем melee-дэмеджерам), увеличивать повреждения от заклинаний (обожают маги и варлоки), снимать эффекты сна, зачарования и страха (полезен для всех классов и крайне важен на ряде боссов). У шаманов есть также тотемы, которые могут забирать «в себя» вражеские заклинания или вызывать элементалей различных стихий. При этом нужно помнить, что одномоментно можно поставить лишь 4 тотема, они действуют не очень долго (2 минуты) и их могут уничтожить. Не забывайте, что ситуация на поле боя может измениться за доли секунды, и нужно успеть адекватно среагировать. Но если вы вдруг подумали, что роль шамана в партии - расставить тотемы и отдыхать до конца боя, спешим вас уверить - это не так. Шаманы могут очень неплохо лечить (правда, у них нет «хотов» - Heal over Time заклинаний, восстанавливающих здоровье в течение определенного времени) или быть отличными дэмеджерами (за исключением холодного оружия). Обычно шаманы имеют несколько комплектов одежды на все случаи жизни, так что могут найти себе место практически в любой группе.
Чернокнижник (Warlock)
Один из самых сложных в освоении, но очень сильный класс, который хорош в соло-игре и в то же время востребован в партиях и рейдах. Напомним, что варлок - это такой специфический маг, всегда гуляющий в компании со зверушкой-помощником (петом). Петов в зависимости от типа прокачки может быть несколько, и они могут обладать разными возможностями. Первое, что должен обеспечить чернокнижник группе, - повесить на любого из хилеров Soul Stone (SS). В этом случае можно идти по инстансу, весело напевая песенку «нам не страшен серый вайп» - даже если вся группа поляжет, ее можно будет быстро поднять и тут же продолжить поход. Далее обязательно снабдите вашу команду лечащими камушками (healthstone) - они действуют как стандартные бутылки здоровья и частенько спасают жизнь (особенно воинам). А если монстры младше на 30 уровней, можно быстро одеть младшего товарища по партии.
А если монстры младше на 30 уровней, можно быстро одеть младшего товарища по партии. Варлок - один из лучших контроллеров, поэтому приготовьтесь к тому, что весь поход вам надо будет кого-то банить (выводить из боя, banish - действует на демонов и элементалей), энслейвить (превращать в своего пета, enslave - действует на демонов), очаровывать (гуманоидов) или гонять страхом (всех подряд). Бывают ситуации, когда из четырех монстров в группе троих (при помощи перечисленных возможностей) будет поручено вывести из боя именно варлоку. Варлок - не только великолепный дэмеджер, но еще и класс, который помогает увеличить урон, наносимый другими членами группы. Вешайте проклятье (Curse), ориентируясь на школу, используемую магом в вашей группе, и он будет вам безумно благодарен за увеличение его урона. Не забывайте про «семечко» (Seed of Corruption), которое можно посадить в любого монстра и которое нанесет урон по всем вокруг. Ваша АоЕ не так хороша, как у мага, но иногда ею не стоит пренебрегать (особенно если невнимательный хилер все же потерял мага). Восстанавливайте ману ценой жизни прямо в бою - хороший лекарь знает, что на варлока стоит повесить хот, если его мана подходит к концу. Если же ваш хилер не относится к разряду хороших, не стесняйтесь высасывать здоровье из монстров прямо во время драки. Целый воз способностей варлока связан с его петами и вариантами прокачки. Имп будет полезен при бое с боссом - перед битвой вас наверняка попросят поставить этого пета рядом с воином, чтобы увеличить количество жизней последнего. Суккуб пригодится, когда нужно будет вывести из боя гуманоида; собака будет незаменима при бое с магом. Если вам хочется поразить всех членов партии уровнем наносимого урона, попробуйте следующий фокус (применим только при соответствующем варианте прокачки): вызовите пета, а затем принесите его в жертву. В зависимости от того, какого пета вы зарежете, вы получите бонус. Например, если вызвать и принести в жертву импа, можно получить +15% к огненному урону. К прочим обязанностям варлока отнесем призыв к себе членов партии (нужны еще двое, чтобы нажать на портал) и необходимость постоянно следить за яростью монстров (варлок может наносить повреждения, сравнимые с уроном мага, - не создавайте трудностей хилерам, умейте вовремя остановиться).
Перед походом
Как бы вы ни были уверены в собственных силах, перед походом в инстанс (особенно рейдовый) лучше проверить несколько обязательных вещей. Во-первых, ваше обмундирование должно быть целым на 100%. Когда после первого же вайпа окажется, что половина одежды развалилась, вас придется отправить чиниться - и если по инстансу в этот момент пройдет респаун, можете считать себя виноватым в неоконченном походе. Во-вторых, очистите инвентарь от хлама. Никто не будет стоять и ждать полчаса, пока вы решаете, что выкинуть из переполненных сумок, чтобы запихнуть туда очередную найденную вещь. В-третьих, не забудьте взять с собой достаточное количество расходных материалов. Прист, объявляющий посреди рейда, что у него кончились свечки, - это плохо, но не фатально: в конце концов, он доставляет проблемы себе самому. Но шаман, у которого нет анка и который из-за этого не может быстро подняться, иногда может быть просто катастрофой (особенно если в партии нет варлока с его SS). Варлок, который на пятой попытке убийства босса заявляет, что у него кончились шарды и взять их неоткуда, - тоже хороший вариант быстро окончить рейд. Охотники без стрел могут тут же собственноручно убить себя. Разбойники, друиды, маги, паладины - каждому из вас что-то да нужно, не забывайте об этом. Походы в рейды - затратное дело. Иногда приходится садиться на птицу и лететь на гринд, как настоящий китайский фермер.
Походы в рейды - затратное дело. Иногда приходится садиться на птицу и лететь на гринд, как настоящий китайский фермер. В-четвертых, если вы видите, что в партии нет мага, - купите воду (еду). Или заранее разыщите доброго мага, который с вами поделится (в столице это сделать несложно, а вот прилетев на место - почти невозможно). В-пятых, первый раз собираясь в новый инстанс, прочитайте тактику на боссов. Особенно это касается рейдов, где вокруг каждого босса надо сплясать натуральный балет, а вы, не зная правил, рискуете наступить на ногу каждому из окружающих. Рейд-лидер, конечно, обязан объяснять тактику перед убийством, но он ведь человек и ему иногда лень повторять в сотый раз одно и то же. В-шестых, если вы знаете, что вас ждет очень сложный босс, запаситесь химией. Бутылки жизни, маны, защиты от определенной школы магии, эликсиры на оружие и фласки должны быть с собой, а не где-то в банке. Если вы собираетесь идти в обычный инстанс на 5 человек, вполне достаточно выполнить первые четыре пункта. Если же вы хотите попасть в серьезный рейд, то к тем шести, которые здесь озвучены, могут добавиться еще двадцать - все зависит от правил вашей гильдии (запись на форуме за день, смена билда перед походом, явка на место сбора точно в срок, определенный набор аддонов, обязательная установка программ для голосовой связи и т.п.).
Прист (Priest)
Если бы кто-то взял на себя труд подсчитать, сколько анекдотов посвящено каждому классу, то присты, лучшие лекари в мире WoW, заняли бы почетное второе место - сразу за паладинами. Если бы кто-то смог собрать воедино все ругательства, направленные в адрес пристов, то они разделили бы первое место с воинами. Иными словами, не начинайте знакомство с WoW в роли приста. Разве что если вы сами - медик в десятом поколении, спасение ближнего своего доставляет вам эстетическое удовольствие, вашей реакции и моторике пальцев могут позавидовать матерые киберспортсмены, а умению предсказывать будущее - Ванда и Нострадамус вместе взятые. Прист - класс, которому достается на орехи за любую, пусть даже не им допущенную ошибку. Из-за какой бы глупости ни случилась нештатная ситуация, первый вопрос будет таким: «А почему хилеры спали?!» Доказывать что-то в этом случае бесполезно. Есть и обратная сторона медали: иногда бывает, что нельзя лечить члена рейда, случайно влетевшего в толпу мобов, - он, конечно, умрет, зато группа, не вступившая в бой, останется жива. В этом случае по шапке получит уже тот хилер, который не отследил ситуацию, скастовал лечение на смертника и в результате вайпнул весь рейд. Все вышесказанное в основном касается хилящих пристов - то есть тех, кто прокачан в ветку holy (лечение). Если вы все еще полны решимости играть именно хилботом (так иногда в шутку называют любого персонажа, ориентированного исключительно на лечение), в утешение скажем: предложения прогуляться по инстансам будут сыпаться на вас пачками. Но соло будет играть исключительно тяжело. Поэтому немалая часть пристов в WoW выбирают для прокачки ветку shadow (тень), и становятся уже не столько хилерами, сколько дэмеджерами, и очень неплохими. Shadow-прист не может быть основным хилером в партии или рейде, его основная задача - наносить урон, с помощью своих дотов подлечивать товарищей и восстанавливать им ману. Эта милая беззащитная полуголая девушка только что одним ударом убила приста.
Но лечение - далеко не все, что может потребоваться даже от «классического» holy-приста. В обязанности этого класса вменяется: накладывать баффы (stamina, spirit, shadow protection), снимать вредные эффекты магии и болезней, выводить из боя undead-монстров (шаклить). При этом бывает, что снятие дебаффов с группы - куда более приоритетная задача, чем спам лечащих заклятий. Хороший прист должен уметь моментально реагировать на любую ситуацию: не отвлекаясь от лечения танка, надо научиться успевать накладывать щит и хотя бы вешать «хоты» на получивших урон членов партии, отбегать из зоны удара, с умом распоряжаться маной. Не забывайте про своего shadowfriend'а - это один из хороших способов восстановить ману, которой никогда не бывает слишком много. Иногда от приста потребуют совсем специфических вещей - например, в рейдовом инстансе Ruins of Ahn'Qiraj присту придется жечь ману у одного из боссов, а также гонять страхом охрану у другого. Одним словом, вам придется делать все и еще немножко, чтобы вверившие вам свое здоровье сопартийцы остались живы - даже если сами они прилагают все усилия для достижения обратного.
Кто куда?
Стандартная группа для прохождения инстансов, рассчитанных на 5 человек, строится по очень простой схеме: танк, хилер (или саппорт, прокачанный в лечение) и три дамагера (или два дамагера и саппорт, прокачанный в дамаг). Конкретный вариант всегда зависит от наличия определенных классов в игре - в WoW нет такого понятия, как «наемник», здесь с собой можно позвать только живого человека. Если инстанс несложный или вы полностью уверены в своих силах - можете поэкспериментировать с составом. Но если вы не хотите категорического экстрима, у вас должны быть танк и хилер. Какой класс в игре можно назвать лучшим в своей категории - вопрос спорный: здесь слишком многое зависит от билда, экипировки персонажа и навыков игрока. Вариант классического состава группы - воин (друид), прист, маг, варлок, охотник (разбойник). Одинаковые классы в группе обычно не приветствуются - сокращается количество возможных вариантов прохождения сложных мест, да и слишком велика вероятность, что два соперника на одинаковые вещи поругаются в дым из-за какой-нибудь эпической робы. Собрать группу или попасть в уже готовую достаточно просто, особенно если вас не пугает английская речь - воспользуйтесь встроенным в игру поисковиком. Рейд в Каражан. Два воина, два шамана, два приста, два варлока, маг и охотник.
Ситуация с рейдами значительно сложнее. Обычно рейды собирают опытные игроки, руководствуясь собственным знанием игры и подгоняя состав под конкретную задачу. Если до выхода Burning Crusade, когда полновесный рейд состоял из 40 человек, лидер мог позволить себе взять часть игроков в качестве «балласта», то сейчас один-единственный «слакер» может поставить под угрозу успешность всего похода. Также многие старожилы игры с трудом воспринимают такое новшество, как ротации классов. Вас могут взять на убийство первых двух боссов рейда, заменить на третьем, четвертом и принять обратно в пятом. Такая практика очень распространена в гильдиях, которые только начали ходить в высокоуровневые данжи и еще не обладают достаточным опытом, чтобы убивать всех подряд боссов в любом более или менее подходящем составе. Чтобы понять логику рейд-лидера, достаточно прочитать тактику убийства босса. Например, на Moroes'а (инстанс Каражан) рейд-лидер может взять дополнительного приста, поскольку проще всего убивать этого босса, удерживая хотя бы двоих его «прислужников» при помощи пристовского «шакла». Далее второй прист не очень нужен, и его могут заменить на дамагера или саппорт. Когда рейд «повзрослеет» настолько, что Moroes будет легко проходиться «в один шакл», второй прист понадобится только на Принце - и то лишь в том случае, если в рейде не будет достаточного количества прокачанного в хил саппорта.
* * * Разумеется, игра за любой класс в WoW не исчерпывается описанными приемами. Каждый, кто провел в Азероте хотя бы полгода, сможет вспомнить массу забавных примеров, особенно при игре в несбалансированных партиях, - когда holy-присты дамаджили, воины кайтили паровозы монстров, а варлоки танковали петами. Хорошо одетые и отлично играющие персонажи могут презреть все нормы и условности и превратить поход в инстанс в развеселый балаган - собственно, так и появляются ролики формата «22 приста убивают Ониксию» (реальный пример, еще до выхода Burning Crusade). При всем этом в WoW достаточно персонажей, которые даже на 70-м уровне в партии играют так, что их хочется прямиком из инстанса отправить читать техдокументацию и изучать матчасть. Если вы благополучно добрались до этих слов - значит, к вам это уже не относится.